Home

Endless Search  A spiritual discipline for the monastery of everyday life

Northeon Forest - Work Philosophy - Work Exercises - Gurdjieff's Legacy - Objective Science

Мы должны терпеливо выносить те условия жизни, которые мы не можем изменить.

Упражнение Гептаккорд страдания

Второй сознательный толчок – намеренное страдание

Эта статья объясняет метод использования упражнения Гептаккорд для применения Второго сознательного толчка намеренного страдания к высшему намеренно осуществляемому Мднел-Ину закона Эптапарапаршинох. Упражнение Гептаккорд используется для трансформации наших страданий, основанных на отрицательных эмоциях, в энергии, требуемые для облекания или роста наших высших существенских тел. Оно основано на Священном Уравнении, которое является подчиняющимся закону процессом трансформации энергии согласно Закону Трех – Высшее сливается с низшим, чтобы вместе осуществить среднее и этим самым сделаться или высшим для предыдущего низшего, или низшим для следующего высшего.

Это Священное Уравнение является основной схемой всей Внутренней Работы.

Когда Упражнение Священного Уравнения применяется два раза подряд, это порождает октаву или семиступенчатый процесс, называемый упражнением Гептаккорд страдания. Это процесс, который, как заявляет Гурджиев, приведет к созданию двух наших высших существенских тел посредством трансформации энергий впечатлений, воздуха и пищи – электрической, химической и молекулярной энергий. Часть Нейтральной или Примиряющей энергии, получающейся при первом применении Священного Уравнения, используется как материал для второго применения Священного Уравнения, которое завершает октаву и результатом становится облекание Нейтральной или Примиряющей энергии на высших существенских телах. Гурджиев делает множество отсылок к этому процессу в Рассказах Вельзевула. Кроме того, об этом процессе Гурджиев говорил в неопубликованной лекции об эннеаграмме, которая послужила основой для Главы 14 В поисках Чудесного Успенского:

Эта диада – каждый человек, который всматривается в себя. Мы можем жить этими преходящими измерениями, доверяя себя их потоку и позволяя им уносить нас прочь. Но всему этому процессу, происходящему внутри нас помимо нашей воли, всем нашим оно желает мы можем противопоставить Я желаю, связать вместе да и нет, вызвать спор между двумя противоположностями, борьбу двух принципов, и нейтрализовать их триадой. Великий спор, если он не бесцелен, должен произвести результат, завершение и эффект, и затем будут доступны четыре элемента: да, нет, спор результат; то есть, трансмутация диады в четверичность.

[…]

Семь основных тонов октавы выражают закон семиричности, и До следующей октавы добавлено, чтобы завершить процесс, и 8 ступеней о полной октавы являются символическим выражением пары четверок – До, ре, ми, фа - соль, ля, си, до.

Упражнение Гептаккорд страдания

 

Священное Уравнение

Это упражнение описывает последовательный процесс применения Священного Уравнения дважды для того, чтобы сформировать Октаву Претворения.

Воспринимая страдание, возникающее из нашей связи с системой жизни и подозревая, что творческое вынесение страдания может усилить совесть, мы будем применять гептаккорд страдания к нашим повседневным встречам со страданием.
Например, начнем с:
0. Переживания в жизни личного Святого Отрицания страдания, за которым следует…
1. Именование или повторение названия Святого Отрицания – страдания, за которым следует…
2. Святое Утверждение энергии, которая используется в страдании, что приводит к…
3. Святому Примирению – беспристрастности, что делает возможным…
4. Обуздание проявления страдания, а затем перевод сохраненной энергии в…
5. Выражение
сопутствующей черты, такой как радость, за которым следует
6. Чувствование оттенка претворенного понимания между страданием и его сопутствующей чертой [например, радостью – прим. перев.], что ведет к…
7. Облеканию зародыша внутреннего бытия, которое часто выглядит как интеллектуальная депривация, как спокойный ум.

 

Святый Утверждение,
Святый Отрицание,
Святый Примирение,
Претворитесь во мне
Для бытия моего.
(Рассказы Вельзевула своему внуку, 

Глава 39)(44)

Это молитва, которая нам дана. В ней я нашел то, что я называю Священным Уравнением, которое дает нам основную схему большей части нашей работы. Святое Отрицание равно нашим унаследованным механическим я, которые проявляются в наших привычках, чертах характера, мыслях чувствах и действиях во сне. Святое Утверждение – это наше сознательное усилие принимать, терпеть и относиться объективно ко всем Святым Отрицаниям. Святое Примирение – это результат этих двух, который автоматически ведет к Претворению. Через самонаблюдение мы учимся точно распознавать наши Святые Отрицания, к которым мы должны когда-нибудь применить наше Святое Утверждение.

Мы рассматриваем обычные устремления нашей жизни, отвечающие желаниям быть образованными, хорошо принимаемыми другими, полезными, вызывающими восхищение, превосходящими других, богатыми или высокодуховными, как примеры Святых Отрицаний. В нашем поиске мы пытаемся встретить эти отрицания с нашими сознательными усилиями, которые мы называем Святым Утверждением. И то, и другое имеют равный вес и одинаково важны.

(Пол Бейдлер)

Объяснение по шагам.

0. Переживания в жизни личного Святого Отрицания страдания: Во время нашей повседневной жизни мы будем переживать ситуации и желания, которые вызывают страдание. Основа страдания – Святая Отрицающая сила планетарного тела, как она проявляется в его потребностях, инстинктах, желаниях и психологических и социальных мотивах. Некоторые из них можно отнести к Кундабуферу или нашему унаследованному или приобретенному эгоизму и личности. Другие Отрицающие силы могут даже быть производными Сущности. Некоторые примеры даны выше и на этой странице.

1. Именование или повторение названия Святого Отрицания – страдания: Когда, посредством Самонаблюдения, мы замечаем или распознаем проявление Святого Отрицающего страдания или черты в процессе повседневной жизни, мы должны отметить его присутствие называнием его, как это гнев или это отрицающая сила и т.д. Мы должны Ощутить (Sense) его энергию в нашем теле. Нам нужно почувствовать его эмоциональное выражение. Нам нужно наблюдать мысли, которые его сопровождают и оправдывают его. В начале нам может быть нужно позволить Отрицающей силе выразить себя в действии, чтобы пронаблюдать все ее характеристики, но конечная цель – в невыражении негативности.

Мы являемся живым воплощением Закона Трех и на этом первом шаге мы переживаем одно из выражений, или переменных – Отрицающее – священного уравнения трансформации энергии, подчиняющегося Закону Трех.

2. Святое Утверждение энергии, которая используется в страдании: Есть несколько аспектов этого шага уравнения, который задействует введение второй переменной или выражения в уравнении, Утверждающей части.

Одним из способов Утверждения этого Святого Отрицающего страдания является признание того, что Святая Отрицающая сила соответствует закону и является необходимым аспектом Вселенной, созданной Его Бесконечностью.

Другой аспект Утверждения Отрицающей энергии состоит в том, чтобы направить эту энергию в другую активность. Мы можем использовать эту энергию для того, чтобы практиковать отделение от самого себя для предотвращения проявления Отрицающей силы. Мы можем принимать и выносить страдание, не жалуясь. Мы можем использовать упражнение Утверждения (Affirmation excercise), такое, как Ощущение (Sensing) какой-нибудь части тела или повторение мантры или словесной аффирмации, как предлагается на странице, посвященной упражнению Утверждения.Это этап, на котором осуществляется действительное Утверждение. Например, если выбранным кем-то Утверждением является чувствование (Sensing) своей руки, на этом этапе он должен совершить это чувствование (Sensing).

3. Святое Примирение – беспристрастность: этот шаг – третья и заключительная часть уравнения трансформации энергии согласно Закону Трех. Этот шаг производит Примиренный результат слияния высшего Утверждающего с низшим Отрицающим.

 Результат будет зависеть от того, были ли высшая и низшая силы одинаково сбалансированы. Если Утверждение недостаточно сильно, Отрицающая сила будет доминировать и мы будем захвачены нашим отождествлением со страданием и его проявление будет развиваться в разной степени – в зависимости от силы Утверждения. Другими словами, Примиряющая энергия станет высшим для следующей низшей цели, то есть физическому проявлению отрицающей силы.

Если Утверждение достаточно сильно, чтобы противостоять Отрицающей силе, итогом станет сбалансированная беспристрастность и часть Примиряющей энергии будет притягиваться к центру тяжести наших высших существенских тел. Другими словами, Примиряющая энергия станет низшим для последующей высшей цели облекания высших существенских тел.

4. Обуздание проявления страдания: Если предыдущий шаг уравнения имел сбалансированный или позитивный выход Примиряющей энергии, мы продвинулись в трансформации энергии и тем самым обуздали или остановили  выражение Отрицающей силы через вхождение в состояние беспристрастности или неотождествления. Часть этой Примиряющей энергии теперь доступна для перевода ее в новое, второе уравнение Закона Трех в качестве Отрицающей части. Обратите внимание, что эта Отрицающая энергия – более высокого качества, чем первичная. Она стала низшим для последующего высшего. Последующее высшее – это следующее Утверждение, которое мы используем в новом, втором уравнении, переводя в него сохраненную энергию.

5. Выражение сопутствующей черты: здесь мы применяем Утверждение, которое служит как вторая часть нового второго уравнения.

Это Утверждение может быть разных типов, как это было упомянуто для первого Утверждения, с добавлением еще одного типа Утверждения, а именно выражения сопутствующей характеристики Отрицающей силы или страдания, или призывания одной из Высших эмоций, таких, как Вера, Надежда, Любовь, Сострадание. Сопутствующей характеристикой может быть радость, великодушие, принятие, смех, нежность и т.п.

6. Чувствование оттенка претворенного понимания между страданием и его сопутствующей чертой: Этот шаг является третьей и заключительной частью нового второго уравнения трансформации энергии согласно Закону Трех. Этот шаг производит Примиренный результат слияния высшего Утверждающего с низшим Отрицающим.

Этот шаг приносит состояние, которое можно считать проявлением Голоса Совести, когда мы переживаем контраст и противоречия между Утверждающей и Отрицающей силами в нас. Это поможет нам увидеть себя и других более объективно и внесет вклад в нашу Объективную Разумность или Разум Понимания.

7. Облекание зародыша внутреннего бытия: Результирующая Примиряющая энергия будет притягиваться к центру тяжести наших высших существенских тел и добавляться к их оболочке для роста нашего Бытия.

Одним из признаков успешного применения Гептаккорда страдания будет внутреннее состояние Бытия, характеризующееся спокойной внутренней тишиной, не затрагиваемой круговоротом жизни и нашей атмосферой Отрицающих устремлений и желаний. Мы должны прислушиваться к этому состоянию как можно дольше. Это хороший момент, чтобы почувствовать (Sense) наше тело или воспринимать впечатления, используя упражнение зрения без взгляда (Sightless Gaze – панорамное зрение – прим. перев.).

The Endless Search 2004 - 2017 Ian C. MacFarlane

Home

Endless Search  A spiritual discipline for the monastery of everyday life

Northeon Forest - Work Philosophy - Work Exercises - Gurdjieff's Legacy - Objective Science - Contact - On-line Work Group

We must endure patiently the life conditions that we cannot change.

Heptachord of Suffering Exercise

Second Conscious Shock - Intentional Suffering 

This page explains the method of using the Heptachord Exercise for applying the Second Conscious Shock of Intentional Suffering to the 'higher intentionally actualizing mdnel-in' of the law of Heptaparaparshinokh. The Heptachord Exercise is used for transforming our suffering based Negative Emotions into the energies required to coat or grow our higher being bodies. It is based on  the Holy Equation which is a law conformable process for transforming energy based on the Law of Three - "A new arising from the previously arisen through the "harnel-miatznel", the process of which is actualized thus The higher blends with the lower to actualize the middle, which becomes lower for the next higher or higher for the previous lower."

This Holy Equation is the basic pattern of all Inner Work.

 When the Holy Equation Exercise is applied twice in succession, it completes the octave of the Heptachord of Suffering Exercise. This is the process that Gurdjieff claims will create our two Higher Being Bodies by transforming the energies of Impressions, Air and Food; electrical, chemical and molecular energies. Some of the Neutral or Reconciling energy resulting from first application of the Holy Equation is used as the input for the second application of the Holy Equation which completes the octave and the resulting Neutral or Reconciling energy is coated on the Higher Being Bodies. Gurdjieff makes many references to this process in Beelzebub's Tales.

This process is also spoken of by Gurdjieff in the unpublished Enneagram Lecture, which was the basis for Chapter 14 of In Search of the Miraculous by Ouspensky:

"This binary is every person who looks into himself. We may live by these transitory dimensions, giving ourselves up to their current and allowing them to carry us away. But to the whole of this process going on within us apart from our will, to all these "it wishes" we may oppose our "I wish", bind together yes and no, provoke a dispute between two opposites, a struggle of two principles, and neutralize them by the tertiary. A great dispute, if it is not purposeless, must give a result, a conclusion and an effect, and then four elements will be available: yes, no, dispute, result; that is, the transmutation of the binary into the quaternary."
[...]
"The seven basic tones of the octave express the law of the septenary and the "Do" of the next octave added to complete the process, gives the 8 steps of a complete octave, being the symbolical expression of the binary of the quaternaries: 'Do, re, mi, fa' - 'sol, la, si, do'."

Thus we have: "harnel-miatznel" - "harnel-miatznel" or "yes, no, dispute, result" - "yes, no, dispute, result" or "Do, re, mi, fa" - "sol, la, si, do".

 

Heptachord of Suffering Exercise

The Holy Equation

Holy-Affirming,
Holy-Denying,
Holy-Reconciling,
Transubstantiate in me,
For my Being.

"This is a prayer given to us. In it I have found what I call the Holy Equation which provides us with a basic pattern for most of our work. Holy Denying equals our inherited mechanical "myself" manifested by our habits, traits, thoughts, feelings and actions in sleep. Holy Affirming is our conscious effort to accept, endure and to meet with objectivity all our Holy Denyings. Holy Reconciling is the resultant of them both leading automatically to a Transubstantiation. By self-observation we learn to recognize accurately our Holy Denyings to which we then eventually apply our Holy Affirming."

"We understand the ordinary pursuits of our lives responding to desires to be educated, well thought of, useful, admired, superior, wealthy or spiritual, as examples of Holy Denyings. We try to meet these denyings with our conscious efforts in our search which we call Holy Affirming. Both are of equal substance and importance."  (Paul Beidler)

This exercise details the sequential process of applying the Holy Equation twice to form an Octave of Transubstantiation.
Perceiving the suffering arising from our connection to a living system and suspecting that creative enduring of suffering may enhance conscience, we will apply the heptachord of suffering to our daily encounters with suffering.
For example, starting from :

0. Life experience of a personal Holy Denying suffering, followed by ...
1. citing or naming the personal Holy Denying suffering, followed by ...
2. a Holy Affirming of the energy spent in the suffering, resulting in ...
3. a Holy Reconciled "impartiality", making it possible to ...
4. curb the suffering's manifestation, then diverting the energy saved ...
5. to the expression of a companion characteristic such as joy, followed by ...
6. a savoring of a transubstantiated comprehension between the suffering and its companion, leading to ...
7. a coating on an inner-being embryo often surfacing as intellectual deprivation, a quiet mind.

Step by Step Explanation

0. Life experience of a personal Holy Denying suffering : During our daily life we will experience situations and desires that arouse suffering and negative emotions. The basis of suffering is the Holy Denying Force of the planetary body, as manifested through its urges, instincts, desires, wishes, and psychological and social drives. Some of these are attributable to Kundabuffer or our inherent and acquired egoism and personality. Other Denying Forces may even arise from Essence. Some examples are given above and on this page.

1. Citing or naming the personal Holy Denying suffering : When, by Self Observation, we notice or recognize the manifestation of a Holy Denying suffering or trait in the course of daily life, we need to acknowledge its presence by naming it, such as 'this is anger' or 'this is a denying force', etc. We need to Sense its energy in our body. We need to feel its emotional expression. We need to observe the thoughts that accompany it and justify it. In the beginning we may need to allow the Denying force to express itself in action in order to observe all its characteristics, but the ultimate goal is the non-expression of the negativity.

We are a living representation of the Law of Three and by this first step we are placing or entering one of the expressions or terms, the Denying one, into the holy equation of energy transformation according to the Law of Three.

2. Holy Affirming of the energy spent in the suffering : There are several aspects to this step of the equation, which involves placing or entering the second expression or term of the equation, the Affirming one.

One way of Affirming this Holy Denying suffering is to acknowledge that the Holy Denying force is a law conformable and necessary aspect of the universe created by His Endlessness. We can accept or bear the suffering without complaint.

Another aspect of Affirmation of the Denying energy is to oppose the Denying energy with another activity, called an Affirmation, to interfere with the manifestation the Denying force.  We can employ an Affirmation exercise such as Sensing a part of the body or repeating a mantra or verbal affirmation as suggested on the Affirmation Exercise page. This is where the Affirmation is actually exercised. For example, if ones chosen Affirmation was Sensing ones hand, one would actually commence the Sensing here.

3. Holy Reconciled "impartiality" : This step is the third and final part of the equation of the transformation of energy according to the Law of Three. This step yields the Reconciled result of the blending of the higher Affirming with the lower Denying. We will experience this Reconciling energy as an inner state of impartiality or non-identification with the Denying force.

The strength of the result will depend on whether the higher and lower forces were equally balanced. If the Affirmation is not strong enough, the Denying force will predominate and we will be captured by our Identification with the suffering and its manifestation will proceed to varying degrees, depending on the strength of the Affirmation. In other words, the Reconciling energy will become higher for a succeeding lower purpose, that of allowing the physical manifestation of the denying force.

If the Affirmation is strong enough to counter the Denying force, a balanced impartiality will be the outcome and some of the Reconciling energy will gravitate towards the center of gravity of our higher being bodies. In other words, the Reconciling energy will become lower for a succeeding higher purpose of coating the higher being bodies.

4. Curb the suffering's manifestation : If the previous step of the equation had a balanced or positive output of Reconciling energy, we will have succeeded in transforming its energy and thereby curbing or stopping the expression of the Denying force by entering a state of impartiality or non-identification. Some of this Reconciling energy is now available to be diverted into a new second equation of the Law of Three as the Denying term. Note that this Denying energy of a higher quality than the original. It has become the lower for the succeeding higher. The succeeding higher is the next Affirmation that we apply to the new second equation by diverting the energy thus saved.

5. Expression of a companion characteristic : Here we apply an Affirmation which serves as the second term of the new second equation.

This Affirmation can be of several types as suggested above for the first Affirmation, plus the addition of another type of Affirmation, that of expressing companion or contrasting characteristic of the Denying force or suffering or of Evoking one of the Higher Emotions, such as Faith, Hope, Love, Compassion. A companion characteristic could be joy, generosity, acceptance, laughter, tenderness, etc.

6. Savoring of a transubstantiated comprehension between the suffering and its companion : This step is the third and final part of the new second equation of the transformation of energy according to the Law of Three. This step yields the Reconciled result of the blending of the higher Affirming with the lower Denying.

This step will yield a state that could be considered as a manifestation of the Voice of Conscience, wherein we experience the contrast and contradictions between the Affirming and Denying forces in us. It will help us see ourselves and others more objectively and will contribute to our level of Objective Reason or Reason of Understanding.

7. Coating on an inner-being embryo : The resulting Reconciling energy will gravitate towards the center of gravity of our higher being bodies and add a new coating on them for the growth of our Being.

One indication of a successful application of the Heptachord of Suffering will be an inner state of Being characterized by a calm inner silence, unaffected by the whirlwind of life and our atmosphere of Denying urges and desires. We should savor this state as long as possible. This would be a good time to Sense our body and take in Impressions using the Sightless Gaze exercise.

Back

 Search This Site 

The Endless Search 2004 - 2005 Ian C. MacFarlane